Добро пожаловать, гость!    Регистрация  Вход  

Подать объявление

Категории объявлений

Каждая компания рано или поздно сталкивается с образованием и накоплением длительно не используемых запасов в виде и сырья, и готовых продуктов. Эти, как их еще называют, неликвиды предприятий далеко не всегда несут в себе только убытки. Их можно и нужно конвертировать в денежные активы. Тем более сегодня, в кризисные времена, когда оборотных средств стало значительно меньше, превратить неликвиды в деньги – особо актуальная задача.

Откуда возникает проблема

Причины появления неликвидов предприятий вполне естественны для любого вида бизнеса:

  • потеря качества и товарного вида при долгом хранении товарных остатков
  • ошибки в расчетах специалистов по закупкам
  • слишком высокий план продаж – одна из наиболее распространенных причин
  • ошибки в логистике (товар на складе размещен некорректно)
  • разногласия с поставщиками по замене поступившего некачественного товара
  • снижение спроса на товар, в том числе и непредвиденное

Получается, что неликвиды предприятий – это неизбежные издержки любой коммерческой деятельности.

Проблема определения

Определиться, что именно считать неликвидом, порой бывает непросто. В каждой компании критерии решения будут свои. Как правило, они связаны с крайне низким спросом покупателей. Если же речь идет о средней или крупной фирме, то неликвидным будет и тот товар, который, хотя и реализуется в больших объемах, но также имеет очень большие остатки на складе. При этом их хранение обходится дороже, чем выручка от продаж.

Обычно основанием для определения товара или сырья как неликвида является превышение допустимого срока его хранения. Речь идет о том сроке, свыше которого содержание товара обходится дороже, чем выручка от его реализации.

Пути решения

Их несколько, и зависят они от причин образования излишек, от свойств этих товаров, во многом – от особенности самого предприятия. Реализовать неликвиды заводов и предприятий, можно следующими способами:

  • Возврат товара поставщику. Эта процедура совершается на отдельных условиях, и далеко не всегда удастся реализовать излишки по той же цене. Однако в случае, если рынок сбыта компании небольшой по сравнению с производителем, последний с удовольствием осуществит возврат, чтобы реализовать его другой фирме.
  • Оживление покупательского спроса. Самый распространенный способ – существенно снизить цены. При этом необязательно стремиться получить прибыль от этих продаж. Важно понять, что сам по себе неликвид – это уже убыток. И распродать его весь даже по цене ниже себестоимости позволит существенно сократить издержки.
  • Бартерный обмен неликвида на нужный товар – очень эффективная схема, если удастся договориться с другой стороной.
  • Выплата зарплаты работникам в виде залежавшегося товара. Довольно проблемный способ решения – требуется согласие рабочих, которое получить удастся далеко не всегда.
  • Выполнение кредитных обязательств с помощью неликвида.

Наиболее оптимальный путь решения проблемы – это комплексный подход. Можно применять несколько из этих вариантов, изыскивая и свои идеи.

Алгоритм действий

Решение проблемы всегда будет разным, но общие этапы (или часть из них) также существуют:

  1. Четко определить объем и вид неликвидов и проанализировать причины их появления.
  2. Для крупного завода или фирмы лучше назначить специальную комиссию, которую возглавит компетентное лицо.
  3. Разыскать контакты других предприятий, которым было бы интересно приобрести ваши излишки. Можно направить свои поиски по всей России, если объемы излишек велики. При этом важно учитывать актуальную ситуацию. Например, на 2017 год запланировано много тендеров о реализации неликвидной продукции лома черных и цветных металлов.
  4. Провести все переговорные процессы с поставщиками, другими фирмами или кредитными организациями и выбрать наиболее выгодное предложение.

Действовать нужно эффективно и быстро; при таком подходе свести убытки к минимуму – цель совершенно достижимая.

Предупредить легче, чем лечить

С проблемой неликвидов рано или поздно может столкнуться любое предприятие. Однако правильная организация работы с товарными остатками и сырьем поможет существенно снизить объемы нереализованной продукции. Некоторые меры по недопущению образования излишек представлены в таблице.

мера суть
организация учета товара четкие меры по учету на всех этапах вплоть до продажи, правильная система обмена информацией между разными подразделениями
рациональная система закупок разработанная и проверенная методика расчета объема закупаемых партий товара на основе своей системы показателей
рациональная система прогнозирования продаж Оптимальное планирование продаж исходя из набора факторов (сезонность, опыт прошлых периодов, экономические прогнозы, маркетинговые ходы и др.)

Таким образом, проблема неликвидов не уникальна и не является приносящей однозначно убытки. При правильной постановке дела любой актив можно превратить в пассив. Желаем удачи в этой нелегкой работе!